Воспитательная работа в техникуме
Воспитание – это целенаправленный процесс создания условий для развития, саморазвития и самореализации личности воспитуемого.
Воспитательная работа в краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Красноярский юридический техникум» представляет собой программную идею, совокупность взглядов на основные принципы, цели, задачи, содержание и направления развития системы учебно-воспитательной и внеучебной работы техникума. Воспитательный процесс в техникуме является органической частью профессиональной подготовки.
В основе воспитательной работы лежит система, которая основана на максимальном содействии развитию социально активной, нравственной, образованной личности, формированию профессиональных знаний, умений, навыков при становлении высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста, приобщению к общечеловеческим духовным и культурным ценностям, воспитанию эстетических вкусов, творческого потенциала и личности студента.
Воспитательный процесс в техникуме осуществляется на основе Концепции воспитательной работы, разработанной в нашем техникуме до 2025 год.
_
Основными целями воспитательного процесса в техникуме являются:
– переход от разрозненных воспитательных мероприятий к развитию и эффективному использованию социокультурной образовательной среды как системообразующей основы воспитания студентов – будущих специалистов;
– формирование общей, гражданской и профессионально культуры будущего специалиста.
В процессе воспитательной деятельности в техникуме решаются следующие задачи:
– формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности; создание в техникуме условий для формирования лидерских качеств студентов, конкурентоспособности выпускников на рынке труда, коммуникативных способностей обучающихся через развитие информационно-коммуникационных технологий;
– формирование мотивации на здоровый образ жизни, неприятие асоциальных явлений;
– воспитание интеллигентности;
– установление в техникуме культа нравственности, высокого художественного вкуса;
– формирование ценностных ориентиров, патриотизма, устойчивых нравственных принципов и норм, укрепление активной жизненной позиции;
– создание сплочённого общетехникумовского коллектива, комфортных социально-психологических условий для коммуникативно-личностного развития будущих специалистов;
– укрепление и сохранение лучших традиций, существующих в техникуме, российском студенчестве, направленных на воспитание у студентов представлений о престижности выбранного ими техникума, профессии;
– включение студентов, коллективов студенческих групп и преподавательского состава в целостную систему воспитательно-образовательной деятельности;
– создание системы студенческого самоуправления как средства воспитания самостоятельности, ответственности и самореализации будущих специалистов;
– совершенствование системы мониторинга и менеджмента воспитательного процесса.
В основе принципов организации воспитательной деятельности в техникуме лежит единство, целостность, взаимосвязь учебного и внеучебного процессов. Основными принципами организации воспитательной деятельности в техникуме являются:
– научность подходов в определении целей и задач воспитания, в единстве учебной и внеучебной воспитательной работы;
– диалогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса, демократичность внутренней жизни техникума, предполагающая «педагогику сотрудничества»;
– преемственность как форма сохранения и приумножения лучшего опыта воспитательной работы, сохранение и развитие традиций техникума;
– инициатива и самостоятельность каждого из участников воспитательного процесса;
– открытость воспитательной системы;
– полноценная и равноправная информированность участников и организаторов воспитательного процесса;
– активное использование событийного подхода;
– толерантное отношение к различным культурам, убеждениям;
– опора на базовые потребности личности (здоровье, социальная защищенность, психологический комфорт, наличие условий для самореализации).
Реализация задач воспитательной деятельности в техникуме на основе указанных выше принципов осуществляется через:
– разработку и выполнение тематических, комплексных программ;
– планирование работы на уровне учебной группы, техникума;
– организацию массовых студенческих мероприятий, направленных на индивидуальное творческое развитие;
– поддержку развития творческих коллективов, развитие научного общества студенчества, нормативно-правового обеспечения организаторов воспитательной деятельности, ежегодную оценку качества и эффективности организации воспитательной работы.
Реализация воспитательной функции техникума осуществляется в единстве учебной и внеучебной деятельности и определяет следующие формы воспитательной деятельности со студентами:
– учебные занятия (лекции, семинары, практикумы и проч.), внеурочные занятия;
– культурно-массовые и культурно-просветительские внеучебные мероприятия;
– спортивно-массовые мероприятия;
– творческие объединения, студенческие общественные организации;
– деятельность органов студенческого самоуправления, вовлечённых в организацию учебной, бытовой и досуговой деятельности студентов;
– школы повышения квалификации, обучения студенческого актива;
– тренинги, деловые игры, консультативный прием;
– научно-практические конференции, семинары-совещания;
– опросы, анкетирование, социологические исследования среди студентов;
– психолого-педагогическое консультирование;
– иные формы, вызываемые к жизни в ходе решения выдвигаемых ею проблем.
В качестве основных элементов системы воспитательной работы в техникуме выделяются несколько направлений:
гражданско-правовое и патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание профессионально – трудовое, формирование культуры здорового образа жизни, развитие студенческого самоуправления, формирование имиджа и корпоративности техникума, правовое воспитание и профилактика правонарушений среди студентов, социально-психологическая поддержка студентов, профориентационная работа.
Задачи и функции по организации, проведению, обеспечению воспитательной деятельности в техникуме педагогических и других работников, структурных подразделений, органов самоуправления, органов студенческого самоуправления, а также их взаимодействие, регламентируются Уставом техникума, должностными инструкциями, приказами директора, локальными актами в виде соответствующих Положений.
Документы, регламентирующие воспитательную работу в техникуме, утверждаются директором техникума.
Контроль эффективности воспитательной работы возлагается на директора техникума, его заместителей, педагогический совет и методический совет преподавателей. Основными видами контроля являются итоговый и текущий контроль. Итоговый контроль организуется по результатам учебного года, в форме письменного анализа проделанной работы, с подведением ее итогов. Текущий контроль проводится в течение учебного года, охватывает деятельность отдельных структурных подразделений.
Планируемое содержание воспитательной работы в техникуме соответствует требованиям законодательства об образовании и локальным нормативным актам техникума.
Концепция воспитательной деятельности техникума постоянно совершенствуется, обогащается за счет постоянного изучения, обобщения положительного опыта воспитательной работы с обучающимися и распространения этого опыта среди классных руководителей.