План мероприятий по развитию психологической службы в системе образования на территории красноярского края до 2025 года ПРОСМОТР
Организационно-функциональная модель психологической службы в системе образования Красноярского края ПРОСМОТР
Центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи г. Красноярск ПРОСМОТР
Социально-психологическое сопровождение в Красноярском юридическом техникуме
Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение его высокого качества, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием “качества жизни”, раскрывающимся через такие категории, как “здоровье”, “социальное благополучие”, “самореализация”, “защищенность”.
Поэтому в последние десятилетия в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе социально–психологическое сопровождение. Термин широко используется, хотя еще не получил устойчивого определения. Для некоторых авторов сопровождение – это дорога, совместное движение взрослого и ребенка, помощь, необходимая для ориентации в окружающем эту дорогу мире, понимания и принятия себя.
Сегодня в соответствии с Законом РФ от 10.07.92 № 3266 – 1 “Об образовании” под сопровождением понимается система профессиональной деятельности специалистов службы (психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов и др.), направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия (Н. В. Афанасьева).
Таким образом, под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях. При этом осуществляется опора на внутренний потенциал развития субъекта, следовательно, на право субъекта самостоятельно совершать свой выбор и нести за него ответственность. Среда должна содержать значительное число возможностей, обеспечивающих вариативность выбора. Проще, сопровождение – это помощь человеку в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора. Объектом сопровождения выступает учебно-воспитательный процесс (УВП), предметом деятельности является ситуация развития ребенка как система его отношений с миром, с окружающими (взрослыми, сверстниками), с самим собой.
Цель сопровождения – создать в рамках объективно данной ребенку социально – педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения (в соответствии с возрастной нормой развития).
Задачи сопровождения:
- Предупредить возникновение проблем развития учащегося.
- Содействовать учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором профессионального и образовательного маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями.
- Развитие психолого-педагогической компетентности и психологической культуры обучающихся, родителей, педагогов.
В соответствии с целью и задачами сопровождения нами создана система работы по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в техникуме. Одному специалисту заниматься этим непосильно. Поэтому на данный момент функционирует Служба социально-психологического сопровождения образовательного процесса, в которую входят педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, классные руководители (кураторы групп) и заведующие очными отделениями.
Цель службы техникума: способствование созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса.
Задачи:
Выявление закономерностей, обеспечивающих сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательного процесса;
Своевременное выявление и предупреждение возможных трудностей в личностном развитии детей (Сопровождение образовательного процесса – диагностический минимум, коррекционно-развивающая работа, консультирование);
Создание и поддержание психологического климата в коллективе, развитие психолого-педагогической компетентности педагогов;
Создание условий для развития самосознания личности, самоопределения, формирования «Я-концепции» подрастающего поколения в рамках психолого-педагогического сопровождения воспитательной системы школы «Воспитание как становление гражданина, человека культуры»;
Повышение уровня родительской компетентности, активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка;
Создание и поддержание условий для обучения психогигиеническим навыкам поведения детей «группы риска», и становление их как социально-компетентностных людей.
ССПС решает задачу содействия психическому, психофизиологическому и личностному развитию, обращая внимание на социальную адаптивность учащихся.
Задачи ССПС конкретизируются в содержании работы на каждом учебном курсе:
1 курс. Основная задача – комплексное изучение поступивших обучающихся, их профессиональной пригодности, наблюдение за процессом их адаптации, выявление обучающихся, склонных к дезадаптации. Работа с ними. Организация работы по сплочению групп.
2 курс. Основная задача – развитие личностных и профессиональных навыков, формирование навыков общения, профессионально-важных качеств. На этом этапе у обучающихся складывается представление о себе, своих способностях, усвоение их внешней оценки, происходит переход от позиции объекта деятельности к реализации активной субъективной позиции. Этот процесс находится под наблюдением педагогов, что позволяет отследить происходящие изменения.
3 курс. Основная задача – расширение профориентационной работы и работы по подготовке обучающихся к самостоятельной профессиональной деятельности. Организуется деятельность по анализу процесса обучения с соответствующими выводами.
Виды деятельности Службы социально-психологического сопровождения:
- Диагностическая деятельность:
– создание банка социально-психологических данных по каждому учащемуся: общие данные, информация о родителях, о его состоянии здоровья, социальном статусе, личностном, профессиональном развитии, уровне соответствия выбранной профессии, обученности, воспитанности, интересах, посещаемости занятий, дальнейших профессиональных планах;
– изучение морально-психологического климата в ученическом и педагогическом коллективах.
- Организационно-педагогическая деятельность:
– определение степени готовности абитуриентов, первокурсников к учебной деятельности на разных ее этапах;
– мониторинг личностного и профессионального развития по курсам обучения;
– регулярное уточнение социального статуса семьи учащихся;
– выявление учащихся “группы риска”, “группы внимания”, “группы поддержки” через организацию психолого-педагогических консилиумов, ведение на них индивидуальных регистрационных карт;
– рейды с целью проверки посещаемости учащихся на занятиях;
– посещение уроков с целью наблюдения за отдельными учащимися, группой.
- Консультативная и профилактическая деятельность:
– применение здоровьесберегающих технологий в работе с учащимися;
– оказание индивидуальной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи учащимся;
– консультирование по результатам диагностики;
– профориентационное консультирование с подбором учебного заведения;
– спортивно-массовая работа: туристические слеты, веселые старты, спартакиада, дни здоровья, неделя здоровья, встречи со специалистами в целях профилактики вредных привычек, профилактики правонарушений;
– тренинговые занятия с целью сплочения групп, занятия с целью профилактики вредных привычек;
– оформление тематических стендов.
- Коррекционно-развивающая работа:
– учащимся – в саморазвитии, формировании профессионально важных качеств посредством диагностики и последующей корректировки;
– с родителями – в гармонизации детско-родительских отношений;
– создание благоприятного психологического климата в учебных группах, в педагогическом коллективе;
– реализация плана работы с учащимися “группы риска” через коррекционные занятия;
– развитие профессионально-важных качеств учащихся, навыков общения, регуляции эмоционального состояния, навыков профессионального самоопределения.
- Просветительская работа:
– помощь преподавателям в повышении психолого-педагогической и социально-психологической культуры отношений с учащимися;
– участие в проведении семинаров, педсоветов, “круглых столов”, “лаборатории нерешенных проблем” по проблемам психологического сопровождения учебной деятельности учащихся;
– проведение семинаров по изучению здоровьесберегающих технологий и возможности их внедрения в УВП;
– выступления на родительских собраниях, педсоветах;
– тренинговые занятия для педагогов;
– диспуты, беседы, круглые столы, деловые игры для родителей;
– беседы для учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья, половому воспитанию, профориентационной направленности.
- Научно-методическая работа:
– повышение профессионального уровня через посещение лекториев, курсов повышения квалификации;
– выработка рекомендаций первокурсникам по вопросам адаптации к особенностям, условиям обучения в училище, развития коммуникативных навыков, а преподавательскому составу – по методике оказания помощи первокурсникам в адаптационный период;
– разработка памяток, методических рекомендаций для педагогов по работе с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся.
- Сотрудничество с организациямипо вопросам обучения, воспитания, здоровья учащихся, их социальной адаптации (отдел опеки, управление социальной защиты населения, ПДН, КДН, УИИ, пенсионный фонд, КДМ, ЦРБ, центры социально-психологической помощи, специалисты РУО, центр занятости населения).
Здравствуйте уважаемые студенты и их родители, преподаватели и сотрудники техникума!
Вас приветствуют педагог-психолог Погудина Анастасия Сергеевна
и социальный педагог Мустафаева Наргиз Гайбатовна!
Мы готовы оказать Вам помощь в соответствии со своей компетенцией.
Несмотря на то, что наличие психолога в образовательном учреждении никого уже не удивляет и давно признается важной необходимостью, тем не менее, его профессиональная деятельность остается чем-то загадочным, а порой и пугающим. Многие считают, что обращаться к педагогу-психологу стыдно или даже бесполезно. В связи с этим, необходимо внести ясность в представление о педагоге-психологе, как необходимом специалисте в образовательном пространстве:
- Педагог-психолог – это не учитель и даже не наставник. Он не говорит как правильно или не правильно; он никогда не сравнивает человека с неким конечным эталоном, он не дает советов. В ходе совместной деятельности он помогает прийти к решению, которое является верным для конкретного человека.
- Педагог-психолог не врач. А именно это чаще всего отпугивает людей. Педагог-психолог не выписывает рецептов, справок, не ставит медицинский диагноз, он работает со здоровыми людьми, у которых имеются психологические трудности. Однако, педагог-психолог может рекомендовать обращение к другим специалистам, если проблема выходит за рамки его профессиональной компетентности.
- Педагог-психолог – точно не волшебник и не может исправить все проблемы. Но эффективность его работы во многом зависит от желания человека найти выход, решить проблему. Когда один готов работать над собой, то другой – может помочь.
Итак, чем же может быть полезен педагог-психолог? Трудности в нашей жизни никто не отменял. Они могут касаться любой сферы жизни человека:
- сложности в общении со сверстниками;
- ситуация недопонимания в отношениях в семье;
- неудовлетворенность собой, своими качествами, внешностью и т.д.;
- определение своих профессиональных планов, целей;
- интерес к особенностям личностного развития;
- переживание сложной жизненной ситуации;
- потеря жизненных ориентиров;
- и многое другое.
Зачастую, мы можем справиться с ними сами. Но порой бывает, что не хватает объективности, сил, терпения или недостаточно знаний для решения проблемы. В таких случаях всегда можно получить консультацию специалиста, психологическую помощь и поддержку.
Конфиденциальность Ваших обращений гарантируется!
А чем же может быть полезен социальный педагог? Меры социальной защиты (поддержки) обучающихся в Красноярском юридическом техникуме предусмотрены для следующих категорий студентов:
«МС» – дети из многодетной семьи
«ДС» – дети сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа
«ДК» – дети по потере кормильца
Студенты, получившие государственную социальную помощь
Студенты, попавшие в трудную жизненную ситуацию
Студенты, являющиеся гражданами, подвергшимися воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф
«ДИ» – инвалиды
Телефон для связи с нами: 224-57-42